Ситуационный кураторский час «Что такое счастье?» Группа СО-БД-13 20 марта 2014года
Ситуационный кураторский час «Что такое счастье?» Группа СО-БД-13 20 марта 2014года
Поверь мне - счастье только там
Где любят нас, где верят нам.
М. Ю. Лермонтов
Целями кураторского часа стали познакомить студентов с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому студенту понятие «счастье» применительно к самому себе.
20 марта в мире отмечают день счастья. Два года назад этот весенний праздник учредила Генеральная ассамблея ООН.
Вера Ивановна начала классный час с высказывания ВА. Линкольна о счастье: «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми».
Вера Ивановна:
- как вы считаете, что хотел сказать Линкольн этими словами? Сегодня мы поговорим с Вами о том, что такое «счастье» и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым. Что же такое счастье? Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:
Счастье- эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
Вера Ивановна пригласила ребят сесть в круг и стала передавать по кругу талисман, каждый из ребят отвечал на 2 вопроса:
1) Счастье – это…
2) Считаете ли вы себя счастливым человеком? Если да (нет), то почему?
Вера Ивановна:
- Вы наверняка смотрели мультфильм «Ледниковый период», помните, там был забавный герой – белка, которая все время гонялась за орехом? Получить этот орех для нее было по истине настоящим счастьем. Сегодня мы будем разбиваться на группы при помощи необычной считалки: шишки, желуди, орехи. Сейчас как на уроке физкультуры вы произведете расчет по порядку, но вместо цифр будете использовать названные мною слова. А теперь попрошу занять места за столами (все рассчитываются и рассаживаются в группы).
Вера Ивановна:
- сейчас я Вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать.
Ситуация №1
Банка жизни
Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил
на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, она пустая, - сказал кто-то.
- Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
- Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории? (обсуждение в группах 1,5-2 мин.)
Ситуация №2
В Ковчег (экопоселение в России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приезжали чехи, набираться опыта, хотят создать у себя поселение. Их спросили: вот мы один и тот же народ - славяне, скажите, чем мы отличаемся от вас? «У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем, и вы счастливы. У нам для счастья надо больше».
Рассуждая о счастье ребята пришли к выводам: чем развитая цивилизация, тем больше условий, необходимых для счастья: получи образование, устройся на престижную работу, сделай карьеру, купи - машину, дом, модную безделушку - и тогда можешь быть счастливым. Постепенно люди начинают забывать, в чем настоящий смысл счастья.
Вера Ивановна предложила ребятам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо было определить «слагаемые человеческого счастья». Ребята должны были не просто так записывать свои мысли, а оформить их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик - семицветик» (на столах лежат маркеры, листы бумаги формата А3, по окончании работы каждая группа выступает с результатами работы)
Далее на классном часе каждая группа высказала свои точки зрения. Вот какие выводы сделали первокурсники: «Для каждого человека, наверно, самым главным в жизни являются его родные и близкие, его семья. Когда мы все вместе, все здоровы и все у всех в порядке - это и есть счастье».
«Что такое счастье? Где тот смелый человек, который может ответить на этот вопрос? О счастье не кричат, и выразить это ощущение словами невозможно. Наверно, что счастье-это то, чего я еще не создал. Нельзя людям мечтать о счастье».
«Для нас счастье - это когда родные и близкие здоровы».
«Счастье - это когда ты сдал сессию и все у тебя хорошо»
«Счастье - это когда все мечты сбываются».
Вера Ивановна попросила ребят встать в круг для игры в «Клубок счастья». Каждый участник кидает клубок кому-нибудь при этом говорит какое - либо пожелание. Участник, получивший клубок наматывает на руку нить и кидает следующему и т.д.
Вера Ивановна подвела итог мероприятия:
- сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.
На следующий день ребята опросили преподавателей и сотрудников Академического колледжа о счастье.
«Счастье-это когда ты чувствуешь внутреннюю гармонию» (Вера Анатольевна)
«Счастье-это здоровье и благополучие близких людей» (Анна Дмитриевна)
«Счастье-гармония души и разума» (Светлана Алексеевна)
«Счастье, когда у каждого человека есть вторая половинка и твои близкие здоровы»
(Наталья Игоревна)
«Счастье-это счастье…»(Лариса Евгеньевна)
«Счастье - это когда сам здоров и все твои родные здоровы» (Татьяна Павловна)
«Счастье - это когда тебя понимают и любят, и когда рядом с тобой твоя семья» (Евгения Николаевна)
«Счастье-это яркий солнечный день в жизни каждого человека» (Анна Дмитриевна)
«Счастье - это по словам Альберта Швейцера – «благоговение перед» жизнью» (Людмила Алексеевна)
«Счастье - это когда ты любишь и ты любима» (Вера Ивановна)
«Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим».
Куратор группы СО-БД-13 преподаватель математики Бойко В.И. 20 марта 2014г.